День 1 – 12 июня
Река Кундрючья петляет, продираясь через остатки Донецкого кряжа к Северскому Донцу, и вырезает из донской степи скальные выходы преимущественно северной экспозиции, даря возможность совместить в формате небольшого П2ВД степное раздолье с элементами настоящего горного туризма.
В поход со мною поехали Наташа Tofsla, Гарабед с сыном Володей, Денис GolDen и Сергей 051abc. Гарабед любезно предоставил транспорт, благодаря чему нам не пришлось идти против принципа поджирательного велотуризма, вставать в 4 утра на электричку и спешить на обратную в Лесхоз. Соответствующим образом я подкорректировал маршрут, замкнув его вокруг огромной петли реки Кундрючья, получив возможность увидеть десятки, и посетить не меньше пяти скальных стен.
Бодрой компанией из 6-ти человек на бусике Гарабеда мы выехали из Ростова в 8 часов утра. Во Владимировской были в 10 часов, выгрузились, собрали велосипеды, и двинулись по каменистым грунтовкам на восток, повторяя изгибы реки.
Под набирающим силу солнцем простирается сплошной ковёр цветущих трав, по которому петляет идеальная велосипедная дорога. Две полосы набирают и сбрасывают высоту по усеянным жёлтыми, синими и красными цветами холмам, ныряют в заросшие деревьями овраги, пересекают струящиеся ручьи, забирают вверх по обнажениями пластинчатых скал и устремляются вниз к зеленеющим долинами на месте речных излучин. Стрекочут цикады, звенят пчёлы и жужжат жуки. Такая идиллическая картинка сопровождала нас на протяжении обоих ходовых дней.
В Большой Фёдоровке взяли воды и через Малую Фёдоровку отправились набирать высоту на водораздел между долинами рек Кундрючья и Лихая. От поворота на Зайцевку мы с Сергеем отправились вперёд на разведку местности, оставив Дениса латать спускающую камеру в компании друзей. Вид с пупыря на полпути к водоразделу вселял надежду понаблюдать скальные гребни реки Лихая так же, как отсюда были видны скалы на противоположном берегу реки Кундрючья. Однако проходящая по возвышенности железная дорога не открыла нам ничего, кроме каменских холмов за Божковкой. Хутор Чернецов и проходящие за ним гребни были скрыты какой-то промышленной разработкой, воздвинувшей сараи и навалившей терриконы точно между нами и рекой. Проехав пару километров вдоль железной дороги, свалили обратно в долину Кундрючьей, к ожидающемуся пруду и обеду.
Восторг от уходящей вниз и на юг мягкой грунтовки и предвкушение купания сходили на нет по мере того, как дорога уходила вправо от намеченных точек. Наблюдать визуально пруд в отроге балки не получалось – скрывала посадка, и, как назло, не было ни одного ответвления в нужную сторону. Наконец, доехали до конца посадки, за которым вместо нужной грунтовки оказалось поле пшеницы. Форсировав его, выехали в нужную балку, но у пруда ни подходов, ни места для пикника не было – лишь заросли камыша по берегам. Артезианская скважина, про которую писал Денис Крыс, оказалась на противоположном берегу балки, куда решили не ехать, а спуститься вниз, к Зайцевке. Гарабед вспомнил купабельный пруд севернее посёлка, туда и мы и направились.
Место для купания и отдых оказалось просто прекрасным. Один берег, со скалами, местные облюбовали для прыжков в воду, другой берег с поляной в тени ивы мы выбрали для обеда. Температура воздуха, по ощущениям, перевалила за 30 градусов, поэтому купались несколько раз, с удовольствием.
После обеда двинулись на юг, через реку и по холмам к Хмелевой скале. Эта скала известна под названием «зайцевской», раньше была традиционным местом тренировок туристов и альпинистов. С недавних пор зайцевские скалы всё больше превращаются в место сброда разного попсового народа, приезжающего на машинах со всеми атрибутами разнузданного отдыха после тяжёлой офисной рабочей недели (бензопилы, мангалы, алкоголь, музыка до утра).
Перешли Кундрючью вброд, набрали воды у источника в балке, и через короткую тропу выбрались на асфальт до Садков. Пока выезжали из балки, с запада дошла собиравшаяся с обеда туча, и накрыло холодным дождём. Повезло, что мы задержались на асфальте в самом начале дождя, потом Гарабед словил прокол и, пока чинился, дождь успел закончится. Если бы не часовая задержка, ехать бы нам оставшиеся 20 километров грунтами под дождём – он как раз ушёл по нашему маршруту, всю дорогу ехали по подсыхающей степи.
Дальше была ещё более живописная, чем в начале дня, дорога по степи, жадно впитывающей влагу прошедшего ливня. Как будто стараясь компенсировать нам полудённую жару и предгрозовое безветрие, цветы распускались под вечер, мокрые травы лезли в систему и в кассету, кусты в балках оставляли на плечах мокрые следы, а прибитая пыль грунтовок нехотя распадалась с колёс, орошая глиняным порошком с заднего колеса ноги, а с переднего – руки.
За излучиной реки вставали дубовские скалы, солнце клонилось к западу, ходовое время неумолимо подходило к концу, а магазин в Дубовой работает до 20 часов (а мы спешили и успели к 18:30). Закупились, взяли асфальтовый торчок над скалами, и попали в интересное место. Грейдер до поворота на Грушевку идёт, вроде бы, по возвышенности поверх скал, но в то же время здесь есть настоящая пойма, с камышами и лягушками.
После поворота взяли направо на съезд к скалам, проехали указанное Димой R2-D2 место под ночёвку (там огород), пересекли ручей из источника (довольно полный), и встали на берегу реки на симпатичной полянке с кострищем и каркасом стола.
День 2 – 13 июня
Второй день начался с асфальтового вкручивания. Лёгкий восточный ветер был очень кстати, первые восемь километров мы преодолели бодро, и лишь появившийся за границей районов плохой асфальт начал надоедать, пришло время поворачивать в дудкинскую балку.
По одному из отрогов мы сбросили всю набранную высоту, но сбросили её так, что было ничуть не жалко. Посадки, поля, сенокосные луга, байрачный лес в низинах – всё это пролеталось по каменистыми грунтовкам со скоростью не меньше 35 км/ч, с освежающий боковым ветром. Внизу расстилалась долина реки Кундючья, по правую руку встали дудкинские скалы.
Пользоваться оборудованным родником под скалами не было необходимости, да и возможности тоже – водовоз только приступил к набору бочки. Выкатили в Дудкино, набрали круассанов с сыром на второй завтрак, выпили лимонада и двинулись в Садки.
Дорога поначалу уверенно шла вдоль реки, но потом стала круто забирать вправо, к карьеру. Трек мы не оставили, перебрались через окончательно перегораживающую колею балочку, после которой в траве виднелась тропинка. Это, я считаю, было правильно решение, потому что тропинка переходила в интересный трейл прямо над излучиной реки, по осыпному склону, а потом и по скалам. Спускались пешком, по уступам, велоштаны снимать не пришлось.
Из Садков асфальтом набрали высоту до шахтинской трассы, немного проехались на юг и свернули на дорогу через заброшенную шахту. Здесь опять сбросили высоту по приятным, усыпанным мелким углём и камнями грунтам, пронесшись мимо терриконов и заброшенных домов до Прохоровки.
Попытки оставить велосипед и пойти пешком предпринимались Гарабедом и раньше, но пресекались в корне надёжно закрученными замками новоприобретённых контактных педалей. Здесь, на мосту через Кундрючью, он сделал последнюю, отчаянную попытку занырнуть в реку прямо в одежде, но контакты надёжно держали его пристёгнутым к велосипеду, не позволив искупаться раньше намеченного времени.
Заехали в магазин за водой и овощами, и поехали в поисках скал. У меня на экране навигатора стояла метка, чётко гласившая: «скалы», но вокруг всё говорило за то, что этих скал как бы и нет. Их было не видно, дорога уходила на М4, и даже то обстоятельство, что я сюда уже приезжал неделю назад, не позволяло сходу определить, верно ли мы едем. Скальная степь – коварная штука: вроде бы подъезжаешь к плоскому холму, а за поворотом – отвесные стены, обрамлённые лесом.
Место было намечено заранее, с удобной обстановкой, каменной мебелью (стол, стулья, разделочная доска), выходом в воду, в приятной тени. Расслабились, искупались, перешли два раза впадающий в Кундрючью ручей вброд.
После обеда двинулись во Владимировку кратчайшим путём – грунтовками вдоль реки. Солнце распалилось не на шутку, пыль оседала на языке, степь полыхала приторными ароматами печёных цветов, и лишь предусмотрительно запасённые на оставшиеся шесть километров 1,5 литра воды вселяли оптимизм и веру в победу над жаркими холмами. Наконец, спустя полчаса вкручивания, показался асфальт, под уклоном уносящий к мосту через Кундрючью. У машины были в 16 часов, бодро погрузились, запаслись лимонадами и поехали слушать рок-н-ролл.