11 мая (день 6).
Севастополь, Балаклава, крепость Чембало, Сапун-гора, Севастополь, ≈ 55 км, трек.
Утро начинается с моего технического обслуживания. Полный осмотр, проверка конусов, спиц и тормозов, протяжка болтов, подстройка переключателей, очистка и смазка трансмиссии. Затем то же самое хозяин делает для моей подруги. В это время рядом обслуживаются наши алюминиевые друзья. Наконец, закончили. С облегчением понимаю, что сегодня грузить не будут, ограничившись лишь лёгким рюкзачком, закреплённым на багажнике эспандером. И то правда: зачем вешать что-то на спину, когда впереди, как говорит нарульная коробочка, около 50 км гористой местности.
Вкручиваем в горку из нашего гостевого двора и попадаем в четырёхколёсную вакханалию. Какие же они все-таки нудные, эти углеводородные звери, толпящиеся перед узкими местами, кидающиеся в любую щель, коптящие и брызжащие клубами дыма, стреляющие ошмётками резины и мусором из-под колёс. Продираясь сквозь рокот, наглядно демонстрируем своё преимущество, упруго запрыгивая на бордюр и продолжая путь по уничтоженному многочисленными следами парковок и объездов газону.
После круга Фиолентовское шоссе приходит в норму. Поток машин рассасывается, позволяя плавно двигаться, занимая весь ряд там, где решётки или мусор перегораживают правую обочину. Дорога расширяется, уступая место автобану, и мы постепенно разгоняемся по мере того, как хозяева прогоняют утреннюю скованность суставов и вдыхают полной грудью загородный воздух, пропитанный запахами растущей по правую сторону хвойной рощи.
У очередного съезда в город опять затор. Мы вынуждены двигаться по обочине, но находятся нелепые идиоты, полагающие возможным направить свои четыре колеса сюда же, в незаметные для нас, но очень существенные для них ямы и колдобины. Поднимая столбы пыли, они сигналят позади, вынужденные наблюдать средний палец хозяина, — наверное, это у него такой универсальный жест аварийной ситуации. Наконец, затор остаётся позади, и мы выходим на финишную прямую перед спуском в Балаклаву.
Развязка на ул. Новикова, плавный набор и очень длинный, заставляющий задуматься о скоростных ограничениях, спуск вниз. Я давненько не летал на таких скоростях, уже подзабыл, как поджимаются в предвкушении тормозные рукоятки, замирает равновесие где-то в районе каретки, жадно отрабатывает мелкие неровности вилка и зудят в предвкушении яростной борьбы с дорожным покрытием покрышки. Центр тяжести уходит далеко в сторону от оси движения, в поворотах смещаемый ездоком против возрастающей центробежной силы, шатуны поочерёдно опускаются обратно наклону моего тела, кости поют на стыках. Наконец, пульсация в гидролиниях нарастает, отвечая на плавные уверенные нажатия тормозных ручек, нагнетая минеральное масло в тормозные цилиндры, создавая давление на лепестки колодок, с готовностью вцепляющихся в тормозные диски мёртвой хваткой. Выросты протектора на мгновения становятся единым целым с дорогой, передавая запасённую трением энергию через широкую полосу резины дальше, по спицам и втулкам к тормозному механизму. Ему навстречу хлещет мощный поток энергии, высвобождаемый уменьшением скорости моего и хозяйского тела. В месте соприкосновения тормозных дисков и тормозных колодок эти два потока встречаются и высвобождают огромное количество тепла. Позади слышен скрип — это мягкая органика, налипшая на рабочую часть передних тормозных колодок моей подруги, испаряется в потоке поглощаемой энергии, образуя газовые карманы, в микросекунды на микрометры изменяющие геометрию плотно состыкованных поверхностей и порождая акустические колебания.
Спустившись в Балаклаву, приваливаемся к крыльцу магазина с ништяками и кофе — после небольшого перерыва нас ждёт серпантин к востоку от города. Перед тем, как приступить к его штурму, хозяин зачем-то останавливается на развилке и ненадолго уходит в здание, прислонив меня к бетонному парапету. Готов поспорить, на это здание у них есть определённые виды, но, наверное, их реализация отложена на послеобеденное время. Пока же мы приступаем ко вкручиванию.
Покрышки скрипят и проскальзывают по крупному гравию, руль активно вращается, направляя переднее колесо то вправо, то влево от совсем уж неудобных каменных ступеней и объезжая большие валуны, замки педалей крепко вцепляются в подошвы, когда резким усилием меня выдёргивает на очередную каменную гряду, сменяющую плавное выполаживание дороги. Ноги вилки неустанно толкутся в штанах, отрабатывая непрекращающуюся гребёнку, а трансмиссия всё никак не может прийти в себя после скоростного спуска, покорно застряв на 1-2.
Четыре поворота, и, к общему удивлению, мы обнаруживаем себя высоко над городом. Справа лежит залитая солнцем бухта в каменной подкове гранитных скал, слева простираются туманные холмы предгорий, а прямо по курсу грунтовка уходит в тучу. Пытаемся немного сгладить набор, объезжая чуть левее, к ретрансляторам. Здесь, за прикрывающей с моря скалой, значительно прохладнее, чем внизу, но всё же довольно комфортно для передвижения. После небольшой паузы для маковой фотосессии двигаемся дальше, и выезжаем на прямую дорогу к обрыву между Балаклавской бухтой и Серебрянным пляжем. Хозяева вытягивают нас ещё немного в горку, по направлению к смотровой площадке, и пристёгивают к неработающей линии горного подъёмника, уходя вверх по ступенькам.
… Позади лежит подъём через предгорья, показавшийся несложным короткий серпантин и ждущая нашего возвращения тёплая бухта Балаклавы. Прямо подо мною — бескрайнее синее море, такое, которое лучше всего видно как раз с высоты, с расставленными квадратами рыбацких сетей, выныривающими дельфиньими плавниками и редкими катерками, испугавшимися надвигающей грозы. Самой грозы уже не будет, она отступила, не желая, наверное, портить нам впечатление от панорамы, оставив клочки тумана в низинах гор слева и слабую дымку, периодически заволакивающую по-летнему настойчивое солнце. Ну что же, есть время насладиться, удобно устроившись на тёплом камне с самого края обрыва у крепости, пока любопытные пешеходные туристы скачут по ступенькам, стараясь за свой короткий дневной путь впитать впечатления от горного похода.
… Я заждался, стреноженный, у ржавой металлической рельсы, и за короткий час успел уже напридумывать, как понесусь по этим резким камням, отполированным миллионами шагов — прямо вниз, на сотню метров. Начинаю спуск, разгоняясь до абсолютно невменяемой скорости по крутому склону рядом со ступеньками, забивая на тормоза на мелкогравийной дорожке, не предполагающей никаких поворотов и препятствий. Однако дальше нужно уйти влево, на ещё более крутую тропу, каменное ложе которой петляет между кустами колючей южно-крымской растительности. Здесь попадаются такие валуны, встреча с которыми может плохо закончится для зубов моей второй звезды, да и латанный задний переключатель надо бы поберечь для ещё предстоящих дней похода. Поэтому плавно сбрасываю почти до нуля, и, играясь попеременными ходами переднего и заднего тормозного поршня, скачу по каменным выступам вниз, прижимаемый к земле шестьюдесятью пять килограммами балансирующего поверх меня веса. Дыдыдыдыдынь — проезжаю страшно заковыристый участок после родника, — и вот, финишная прямая, несколько довольно крутых, изломанных, гладких и опасных, но принципиально преодолимых, естественных каменных ступеней ведут на асфальт. Что же вы там столпились, двуногие, дайте мне проехать, не нужно таращиться на меня так, как будто это не я только что проскочил в два раза более опасный трейл вверх по склону! Но нет, вместо того, чтобы идти своей дорогой, они раскорячиваются в самом узком месте, ожидая неизвестно чего: то ли что хозяин спешится, то ли что он верхом направится в толпу на манер шара для боулинга. В итоге пришлось этот, кульминационный участок, плестись на поводу.
Дальше — мы больше ждали, чем двигались. Купание на набережной, обед в столовой, небольшой рывок по трассе на Сапун-гору, и опять спуск вниз. Долгая, очень длинная улица Генерала Мельника, загогулина Южной бухты — и вот мы в самом центровом центре, на Драконьем мостике.
Потом опять неспешное вкручивание по городу, получасовая задержка около офиса Почты России (хозяин уточнял что-то, касающееся завтрашнего ультразарубилова на Ат-Баш, вернулся разочарованно-довольный), петляние по низовым севастопольским проспектам, посещение парковки у продуктового магазина и возвращение в знакомый гостевой дом на ул. Муссонной.