Выношу сюда один вопрос из лички, т.к. считаю, что его стоит осветить для всех.
"в паспорте перевала Восточный Актур сказано, что нужны верёвки и прочие штуки. http://www.tkg.org.ua/node/29708
Ты уверена, что нам это не понадобится? Сам я там не был и потому не знаю, какова обстановка. Если я правильно понял, то ледник только со стороны долины реки Джалпакол, куда мы не идём"
Да, я уверена. Перевал ориентирован с востока на запад. Снаряжения требует только западный взлёт перевала. Это односторонняя 1Б, восточная сторона у него простая. Но мы планируем Актур Восточный в направлении с севера на юг по скальному гребню. Кошки на скалах не нужны, сам гребень не предполагает веревок, он довольно широк и некрут. Разрушен в меру.
Также я решила дать ссылку на один старый-престарый отчет, 1991 года и с ч/б фотками. На мой взгляд, это просто классика прогулок по хребту Куршо, жаль, что я нарыла этот отчет лишь недавно. Нет, конечно, я не предлагаю подобный маршрут в рамках намечаемого прогулочного похода, но понимающий народ оценит - красиво прошли товарищи!
http://mail.twitwave...ndra/index.html
Что зацепило в этом отчете(кроме того, что товарищи довольно грамотно и с хорошей скоростью всё прошли):
1) они ещё в 1991 г прошли тем путём, который я "вычислила" по современным космоснимкам и наводке с ляпинской карты - речь о перевал Нос. Которого до сих пор почти никто не знает.
2) разъяснили про перевал, в настоящее время известный как МАО. Оказывается - МАИ и я склонна верить этой версии.
3) в рамках нашего похода полезно почитать про их прохождение пер.Джалпакол Южный I - да, именно так поименован в некоторых источниках тот перевал, который я "по Голубеву" назвала Актур.
Собственно, я так сделала для лучшего понимания с собеседниками, хотя в нашем узком кругу мы ещё в прошлом сезоне определились с названиями
В моей прошлогодней теме про Гвандру возникли споры с Василием Курятовым насчет названий и я не стала сильно заострять на этом внимание, хотя, как понимаете, осталась при своём мнении, основанном на описании Арсенина(одного из исследователей хр.Куршо) и карте Ляпина.
Однако теперь из этого старого отчета я понимаю, что и в те годы с Джалпаколом Южным была путаница, но тогда их просто было два - под номерами I и II. В то время нынешний Актур именовался Джалпакол Южный I (что и сейчас отражено на карте Ляпина), а Джалпаколом Южным II назывался тот перевал, который сейчас имеет два названия - Джалпакол Южный(по Голубеву и справочникам) и Гринчара(по Арсенину и Ляпину).
Думаю, что номера перевалам I и II были даны тоже неспроста - они нумеруют ветви южного истока р.Джалпакол, в которые выводят эти перевалы, причём по степени их значимости. Джалпакол Южный I выводит вообще на ледник Южный Джалпакол, откуда берет начало главный исток, а Джалпакол Южный II - в короткую долину его притока.
Т.е. в те далекие годы в названия была логика, а сейчас на картах в основном - путаница
Для упрощения дальнейшего общения я по-прежнему стану в теме называть этот перевал Актуром.
Ниже приведу часть упомянутого отчета. Они прошли Джалпакол Южный I(Актур) и далее траверсили под гребнем по закрытому леднику на Актур Восточный. Сейчас такой финт может не получиться, хотя и про это я тоже думала, там довольно камнеопасно и это напрягает меня больше, чем то, что без кошек трудно пройти(хотя как знать, если снега будет дофига можно подумать на эту тему еще раз). Пока я рассматриваю путь по гребню либо в обход с другой стороны, либо туда - одним путем, обратно - по-другому.
В отношении пер. Джалпакол Ю. имеется следующая неопределенность. По нашей карте перевал, ведущий из долины Мырды на лед. Джалпакол под вершиной Ак-Тур, обозначен как пер. Джалпакол Ю. I. По описании пер. Джалпакол в книжке [1] — это тот же перевал. На нем самом была снята записка тоже говорящая, что это пер. Джалпакол Ю. Вместе с тем "Методические указания" [2] со всей определенностью (есть схема) описывают этот перевал как Актур Вост. (1Б, 3530), а обозначенный на карте и в соответствии с найденной запиской пер. Актур Вост., как Актур Ложный (1Б). Это несоответствие усугубляется тем, что высоты перевалов Джалпакол Ю. I и Ц. по карте одинаковы (3300 м), хотя очевидно, что первый, как минимум, метров на 100 выше второго, и, кроме того, сложнее. В нашем описании мы придерживаемся названия и высоты этого перевала, как Джалпакол Ю. I (1А, 3300), как то дает и классификатор [З], и карта, а перевал в северо-восточном плече вершины Ак-Тур, как пер. Актур Вoст.(1Б, 3530).
Наутро выбрались на увал. Сверху открылось обширное пространство висячих долин и моренных развалов.
По гребню шли на запад с незначительным набором высоты. Затем, когда кончились сбросы к югу, стали забирать налево, двигаясь почти без подъема среди невысоких моренных холмов. Этот путь в дальнейшем вывел к каменистому логу. Отсюда видны оба Ю. Джалпакола. Джалпакол Ю. II - это широкое понижение в хр. Куршо, к нему и ведет этот лог, теряясь в каменистых развалах под не протяженным перевальным взлетом [Фото 90].
Мой комментарий - на фото перевал, в настоящее время широко известный как Джалпакол Южный, по моему убеждению - пер.Гринчара
От места нашего выхода к логу до Джалпакола Ю. II около километра.
Перевал Джалпакол Ю. I - цель нашего пути - сейчас прямо над нами. Осталось лишь преодолеть лог и примерно 250-метровый снежно—осыпной склон, крутизной в среднем 35 градусов, справа - скалы [Фото 89].
Мой комментарий - на фото перевал, в настоящее время широко известный как Актур
Склон достаточно крут и протяженен, но по камням можно подниматься как по ступеням.
Через 35 минут мы на перевале [Фото 91].
Седловина перевала Джалпакол Ю. I расположена в разрушенном гребне и очень узка, имеются памятные таблички. На восток открывается ставший уже привычным вид на Эльбрус. На запад - это верховья левого истока Джалпакола - ледник Джалпакол, спускающийся с перевала Ак-Тур Вост. и северных скучонов в. Ак-Тур.
Спуск с перевала на ледник - 50 метров (35 градусов) по крупной осыпи по подобию тропы [Фото 94]. Ледник некрут и закрыт, но утром в тени без кошек плохо.
Мой комментарий - вид на пер.Актур с траверса на пер.Актур Восточный
Следующий провал - Ак-Тур Вост., к нему из-под перевала Джалпакол Ю. I - 300-400 метров траверсам в юго-западном направлений по закрытому леднику максимально до 30 градусов [Фото 93].
Мой комментарий - на фото перевал, в настоящее время широко известный как Актур Восточный, вид с траверса от перевала Актур.
Перед началам подъема одеваем кошки. За 20 минут выходим на небольшое плато у границы снега и осыпей — пер. Ак—Тур Вост. От плато на запад вдоль границы снега и камней, по гребню ведет некрутой (15—25 градусов) подъем на в. Ак-Тур. Оставив вещи на перевале, мы налегке поднялись под самую вершину. (До высшей точки оставалось чуть спуститься до микроскопического озерка в кармане под скалками и подняться всего метров 30, но по крутому, что без страховки опасно) Неширокое плато перед вершиной уходит крутым снежником на север, а на юг за скальной грядой отвесы.
Надеюсь, эта информация будет полезной.