Василий, как Вы думаете,
...отрицать влияние новых видов снаряжения, питания и т.д. на тактику и технику горного туризма-нельзя. Но это касается более сложных маршрутов, чем те, о чём я здесь завёл речь. В начале спортивной "карьеры" постигаются азы этого вида деятельности: постановка стопы на склоне (в какой бы она обуви не была, обувь определяет допустимую крутизну склона, состояние поверхности под ногой). Использование подходящих предметов для самостраховки на склоне (вот палки для этого не годятся, ледоруб, альпеншток...). Обучение пользованием всего наличного снаряжения, о чём говорилось выше. Выбор маршрута по карте, на местности. Времени (сезона) прохождения. Расчёт потребного времени, потребного снаряжения, питания...
Новое снаряжение, новые гаджеты... в чём-то выигрываешь, в чём-то проигрываешь. Где-то здесь уже вспоминали абалаковские рюкзаки, мол прошлый век. А современные, анатомические-вот это вещь! Эта "вещь" в современном исполнении весит 2-4 кг. А старый абалак 1,2 кг. Причём его можно нагрузить до 40 кг. Проверял неоднократно. На аварийно-спасательных работах, при необходимости транспортировки пострадавшего, на очень крутой тропе, или склоне, когда из абалака можно сделать седло для переноски. Разрезал дно по шву. Дырки для ног. "Вложил" пострадавшего, лямки на плечи, и понёс. Один. Скорость транспортировки повышается. А кто отдаст свой рюкзак без колебаний? Чтоб его так распороли? Цена у которого 5-15 тыс.?
Получили одежду новую, лёгкую, тёплую... Но добавили навигаторы, элементы питания. Много чего можно перечислить. В общем вес рюкзаков даже слегка увеличился в современном мире.
Вопросы ориентирования, что-то уж сильно "поклоняетесь" навигатору. В августе 2008-го, у моих товарищей, на Тянь-Шане вдруг отказала навигация. Стала показывать ерунду. Благо район знали, вышли. А причина-война в Южной Осетии. Хозяева GPS просто отключили её. Я по работе сталкивался трижды с моментами отключения этого сервиса. Благо штурмана у нас "старой закваски", по магнитному компасу умели летать. Без последствий обошлось. Даже сейчас, в сентябре, мы шли к пер. Кебек, в хр. Кебек-Джирик-Куршоу. Туман, после снегопада. По навигатору мы где-то рядом с седловиной, остаётся 200, 100 метров. А разрыв в тумане, и ерунда какая-то, вместо седловины скальный гребень, и вершина не с той стороны. Прошу Николая посмотреть ещё раз, нет ли ещё одной седловины с таким же именем. Смеяться будете, оказалось, что есть! В километре по гребню... А сломается эта "карта"? Батарейки сядут? В воду уроните? Так что, учите карты назубок!
Ну и теперь, расскажите мне, в чём поменялась стратегия и тактика горного похода 1-2 к.с.в связи с наличием современного снаряжения? Или не спортивного похода, многодневного и не сложного? Как прийти из точки А, в точку Б, за N-ое количество дней, всем здоровым и весёлым, без потерь снаряжения?
И чем плохи авторы, которые делятся своим опытом, пусть и в книжном варианте? Не об этом же пишут? Или книги читать не модно?